Возрастные периоды в жизни собаки
Щенок в период своего взросления проходит несколько этапов развития, которые у собак разных пород наступают в разное время. Каждый этап характеризуется определенными
особенностями поведения щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.
Период новорожденное
В первые 2 нед жизни потребности щенка - физиологические: ему нужны тепло, еда и сон. Малыш может только поднимать голову и
ползать по кругу, добираясь до тела матери -источника тепла и пищи. Щенку свойственен инстинкт сосания, и когда он ест, то ритмично нажимает передними лапами возле соска суки, одновременно
отталкиваясь задними лапами. Таким образом малыш как бы массирует сосок, что способствует выработке молока. Эти рефлекторные движения называют молочным шагом, и впоследствии щенок именно на
основе этого рефлекса подает лапу хозяину, демонстрируя свою покорность и дружелюбие.
Биотонус щенка, то есть его жизненную силу, определяют по тому, насколько быстро он находит материнский сосок, с какой силой держится за него и как быстро сосет. Обоняние малыша также зависит от его биотонуса.
Щенки начинают видеть на 10-12-й день после рождения, и постепенно у них ослабевает потребность в телесном контакте с матерью.
Первые 2 нед также необходимо следить, как щенок прибавляет в весе. Очень часто малыши, более крупные при рождении, в дальнейшем начинают отставать от своих собратьев.
Переходный период
На 3-ей нед жизни щенки начинают видеть и слышать. Сначала малыш реагирует на шум только подергиванием, так как эта функция организма пока еще проявляется не в полную силу. В этом возрасте щенок контактирует только с матерью, а не со своими братьями и сестрами.
К концу недели он уже может стоять и ходить и его можно начинать кормить кашицеобразной пищей.
! В переходный период главным другом и
наставником щенка является мать
Период запечатления
Этот период начинается с достижения щенком возраста 4 нед и продолжается до 7 нед. В это время малыш осознает себя собакой и учится быть ею, к тому же он начинает постигать окружающую реальность.
! Информационный
поток, обрушивающийся на щенка в это время, настолько мощный, что кинологи называют этот период стадией взрыва
В этом возрасте щенки начинают играть с матерью и друг с другом, учатся кусаться, соблюдать дисциплину, кобели осознают свой пол. В помете выделяется лидер и устанавливается иерархия.
Сложившиеся отношения с другими щенками станут в дальнейшем базой для взаимоотношений со взрослыми собаками, а затем основой отношений в системе «человек -собака - группа собак».
В этот период можно начинать обучение малыша, так как у него формируются рефлексы, а чувствительность уже достаточно высока.
На период запечатления приходится время адаптации щенка. Он учится следовать за матерью, приспосабливается к ней, вырабатывая условный рефлекс, который впоследствии переносится на человека. Если не уделять в это время малышу достаточно внимания, то он не сможет в должной степени адаптироваться и это отрицательно скажется на его будущих взаимоотношениях с окружающей действительностью.
Так как адаптация щенка происходит через органы чувств, очень важно, чтобы малыш находился в тесном контакте с людьми и чтобы человек стал для него собратом. Питомцу необходимо видеть, обонять и чувствовать людей, находиться с ними в контакте настолько долго, насколько позволяет его общительность.
! Количество
людей, с которыми будет контактировать щенок, не должно ограничиваться только его хозяином и членами семьи
Щенку предстоит постоянно находиться в человеческом обществе на протяжении всей его жизни, поэтому в период запечатления он должен общаться с большим количеством людей, чтобы как следует адаптироваться.
Щенок не боится человека до 8-й нед жизни, каждый контакт доставляет ему радость. Если в это время ограничивать подобное общение, то позднее посторонние люди могут вызывать у питомца страх и желание спрятаться.
В этот период у щенка закладывается основа успешной дрессировки - удовольствие от контакта с человеком. Приучать малыша к кличке нужно именно в этом возрасте.
Период социализации
Этап социализации щенка - это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на период от 8 до 12 нед - как раз то время, когда щенок появляется в доме. В этом возрасте щенки очень подвижны и любопытны: малыши с упорством исследуют и испытывают на прочность все предметы новой для себя обстановки. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов, телефонные звонки и другие звуки.
Питомец в этот период знакомится со множеством новых явлений и вещей: это мебель в квартире, цветы и деревья на улице, птицы за окном, возможно, какие-то животные, которые есть в доме (кошки, хомяки).
Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!» и «Ко мне!», а позднее осваивать уже более сложные задания - команды «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!».
! В период
социализации щенок активно исследует окружающий мир
К другим живым существам щенки обычно относятся с дружелюбным любопытством. Они обнюхивают своих новых знакомых, а их громкий лай - всего лишь обычная реакция на незнакомый предмет.
В возрасте 8-12 нед щенок отличается повышенной возбудимостью, его психика неустойчива. В этот период ему просто необходимо внимательное, чуткое и бережное отношение. Надо помнить, что стрессы у щенка могут возникнуть не только в результате переутомления, но и, например, при проведении лечебно-профилактических манипуляций, вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, следует захватить с собой какое-нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание питомца от пугающих его процедур.
Очень важно с первых дней общения со щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину. Этот навык необходимо вырабатывать у него даже во время игры. Очаровательная внешность щенка и его добродушный характер часто становятся причиной того, что собаку с детства слишком балуют. Наказание в этом случае не доставляет щенку особого огорчения, и он может стать капризным и своевольным.
! При
воспитании собаки нужно соблюдать известное правило о том, что любые крайности вредны. Безграничная любовь, как и чрезмерная строгость в общении с питомцем, не поможет вырастить хорошую
собаку.
Следует сказать об агрессивности, которая все-таки может присутствовать в поведении маленького щенка и которую часто не принимают всерьез, что в корне неправильно. Щенку надо с самого начала решительно показать, что существует субординация в отношениях с человеком. Часто же бывает так, что хозяева только смеются, если щенок рычит или пытается укусить, например, в ответ на попытку поправить ему уши во время еды.
Поэтому бывает сложно у взрослой собаки отличить врожденную агрессивность от неправильного воспитания.
У некоторых пород собак встречается склонность к перееданию, явно превосходящая потребности организма собаки. Поэтому самый тяжкий труд для хозяина - держать свою собаку в хорошей форме, не перекармливать ее, иначе питомец станет толстым, вялым и малоактивным.
Лучше всего начинать воспитывать щенка с момента первого кормления. Молодые собаки постоянно испытывают чувство голода. Их обоняние хорошо развито, что позволяет животным в точности определить, какие блюда подаются на стол хозяина.
Тактика щенка достаточно проста. Он садится на пол в поле зрения хозяина и в течение нескольких минут внимательно наблюдает за тем, как тот ест. Обычно этого бывает достаточно. Человек, глядя на несчастного, голодного щенка, поддается чувству жалости и дает ему кусочек со стола.
Не стоит этого делать. Хоть раз уступив собаке, в дальнейшем уже невозможно будет настоять на своем. Щенок так и будет попрошайничать, уверенный, что хозяин ему не откажет. Допустив подобное, можно не только потерять контроль над его рационом, но и поставить под сомнение качество обучения питомца.
! Следует
помнить, что хорошая физическая форма - залог бодрости, жизнерадостности и долголетия собаки
! Предъявляя к щенку какие-либо требования, в
дальнейшем следует строго их придерживаться
Конечно, сложно спокойно сидеть за столом и есть вкусную пищу, если собака сидит рядом, не отводя просящего взгляда. Однако, если проявить необходимую твердость, животное скоро поймет тщетность своих усилий и вернется к собственной миске.
Данная черта характера щенка требует особой внимательности и на прогулках. К сожалению, отучить его подбирать и активно разыскивать что-либо съедобное на улице -задача практически невыполнимая.
Что же можно сделать, желая наказать щенка за непослушание или излишнее упрямство? Бить его ни в коем случае нельзя: это приведет к негативным последствиям и отразится на дальнейшем формировании характера собаки. Наиболее эффективными способами психологического воздействия на щенков считаются следующие: взять питомца за загривок и слегка прижать его к полу или, наоборот, приподнять вверх и встряхнуть; шею щенка слегка сдавить одной рукой, а другую наложить на его морду сверху и сжать буквально на секунду. Это действие вызывает у щенка крайне неприятные и болезненные ощущения, а в сочетании с командой «Фу!» наказание оказывается для малыша весьма эффективным.
! Чтобы
щенок не подбирал что-либо на улице, некоторые владельцы используют намордник. Собака быстро к нему привыкает, и во время прогулок он ей совершенно не мешает
В этом возрасте щенок обязательно должен общаться со сверстниками и обучаться ровному и спокойному поведению с ними. ез такого общения он может вырасти агрессивным и трусливым, что станет большой проблемой в будущем.
Период определения иерархии
Период доминирования в жизни щенков приходится примерно на 12-16-ю нед жизни, когда между собаками-сверстниками начинается борьба за лидерство. Главное, что должно произойти в этот период в психике щенка, - это признание своего хозяина доминирующей личностью. Другие члены семьи также должны быть выше по рангу, иначе собака будет претендовать на роль вожака, которым должен быть хозяин.
Практика показывает, что возможны 3 вида взаимоотношений между хозяином и собакой, которые активно формируются, когда щенок достигает 3-4-месячного возраста. В первом случае лидерство принадлежит человеку, во втором - щенку, в третьем же между ними устанавливается определенное равноправие.
При желании воспитать собаку по всем правилам приемлемым вариантом должно быть только личное лидерство человека. Поэтому во время игр и прогулок нужно всегда уделять особое внимание поведению собаки по отношению к хозяину, сдерживать любознательность и эмоциональность питомца, не позволяя ему тянуть то в одну, то в другую сторону. Для этого применяют команды «Нельзя!» и «Фу!», слегка хлопая собаку по бедру; со временем она усвоит, что с хозяином недопустимо вести себя, как вздумается.
! Взрослеющий щенок при первой же возможности
обязательно проверит, кто главный в семье. Играя, он может укусить хозяина, зарычать или залаять. Но, получая каждый раз достойный отпор, щенок начинает признавать доминирующую роль человека
и учится подчиняться ему
! Любые
команды и правила щенок лучше всего усваивает во время игр с хозяином
Щенку в период доминирования уже необходимы систематические тренировки, в ходе которых владелец отрабатывает с ним команды «Ко мне!», «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!». Физическая и психическая нагрузка в этом возрасте может постепенно возрастать.
Правильно воспитанная собака никогда не будет лаять на хозяина, тем более скалить зубы и рычать на него во время игры.
Таким образом, на этапе доминирования устанавливается более тесный психологический контакт между собакой и ее хозяином. Уже 3-месячный щенок при правильном воспитании полностью признает права своего хозяина. Необходимо учесть, что к 16-18-недельному возрасту у собак многих пород (особенно у кобелей) заканчивается формирование эмоционального восприятия окружающего мира, и потому определенные навыки и полученные от хозяина к этому времени установки останутся у собаки на всю жизнь.
Период упорядоченности взаимоотношений
Этап проявления независимости может продолжаться с 4-месячного до 8-месячного возраста.
Это как раз тот период, когда питомец, в целом признавая лидерство хозяина, может позволять себе некоторые вольности, пытаясь продемонстрировать человеку свою независимость и тем самым проявляя индивидуальность и реализуя желание самоутвердиться (оно свойственно не только людям, но и собакам). В чем же может выражаться такая самостоятельность щенка, которую он не преминет доказать при первой же возможности? Вероятно, предстоит с разочарованием наблюдать за тем, как любимая собака, еще вчера превосходно выполнявшая ту или иную команду, сегодня как будто бы совсем не слышит ее и делает совсем не то, что от нее требуется. Демонстрируя подобное поведение, щенок пытается отвоевать для себя право поступать так, как желает он, что, конечно же, совершенно неприемлемо. В такой ситуации нельзя расслабляться и давать питомцу шанс стать хозяином положения хотя бы на время.
Если щенок своевольничает, настойчиво игнорируя задания, нельзя идти у него на поводу, необходимо упорно требовать послушания и полного подчинения. В противном случае у питомца появится неискоренимая привычка поступать так, как вздумается ему. В то же время не стоит обрушивать на него свой гнев и, применив грубую силу, угрожающим тоном повторять команду, желая во что бы то ни стало добиться правильного выполнения.
Хозяин, потакающий прихотям и капризам своего питомца, рискует в будущем получить неуправляемое и агрессивное животное, громким лаем провожающее каждую проезжающую мимо автомашину или случайных прохожих. Проявив твердость и настойчивость в обращении со своим подопечным, можно успешно преодолеть период независимости и выработать у него неизменную привычку четко выполнять все команды.
!
Формировать у собаки привычку подчиняться командам можно иначе: просто не спускать щенка с поводка до тех пор, пока питомец безупречно не выполнить все то, что от него
требуется
! В период
упорядоченности взаимоотношений щенок должен хорошо знать несколько основных команд
Питомец должен окончательно усвоить команды «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Ко мне!», так как пришло время усложнить дрессировку и начать проводить регулярные занятия.
В этот период у кобелей повышается сексуальная активность, проявляющаяся в наскакивающий на ногу хозяина, на других щенков во время прогулок и т. д. Не стоит наказывать питомца за это, нужно постараться отвлечь его игрой, иначе может быть погашен половой инстинкт.
Особенно важно деликатное отношение к щенку в этот период, если предполагается использовать его в племенном разведении.
Подростковый период
С 6 мес и до полового созревания щенок пытается самоутвердиться и проявляет повышенную самостоятельность. Он начинает проявлять непослушание в тех случаях, в которых раньше с удовольствием подчинялся. Нельзя позволять ему так себя вести, чтобы это не перешло в привычку своевольничать.
Нужно стараться не создавать ситуации, требующие необходимости наказать щенка: если нет уверенности в его реакции на команды, во время прогулки лучше не спускать питомца с поводка. В будущем щенок станет собакой, которая должна безоговорочно повиноваться и быть полностью управляемой.
! Чувство
собственного достоинства развивается только тогда, когда его проявляет хозяин, воспитывая свою собаку
С наступлением половой зрелости заканчивается этот сложный период. У сук стабилизация наступает примерно в 7-8 мес, к моменту первой течки. Кобель в это время начинает помечать свою территорию. Его поведение может быть неровным: пес еще какое-то время будет проявлять щенячьи привычки, забывая, что он уже взрослый.
Инстинкт охраны и защиты проявляется именно в это время, а у кобеля происходит окончательное формирование характера: если он проявит себя как вожак, то останется таким до конца.
В этот период придется проявить максимальную строгость к питомцу, чтобы окончательно закрепить в его сознании, что хозяин лидер.
Недопустимо давать ему победить в попытках отстоять свои права. Также нельзя позволять собаке установить главенство над кем-либо из членов вашей семьи.
Период страха
Период преодоления страха может продолжаться в течение 1-2 мес. Он наступает, в зависимости от индивидуальных особенностей развития собаки, в возрасте от 6 до 14 мес.
Этот этап характерен тем, что питомец внезапно, без особых причин испытывает страх перед различными предметами, которые уже хорошо знакомы ему и раньше не вызывали никаких негативных эмоций. Вместе с тем отмечается и боязнь новых, незнакомых объектов.
! Когда у
питомца начнется период страха, хозяин должен быть всегда рядом
! Нужно
вести себя спокойно и уверенно, и это состояние сразу же передастся собаке
Оказать помощь в преодолении страхов подобного рода собаке должен хозяин. Следует приказать щенку стоять или сидеть, затем приблизиться к тому предмету, который вызывает беспричинный страх у четвероногого друга, и дотронуться рукой до пугающей его вещи.
После этого, скомандовав: «Ко мне!», - следует дождаться, пока любимец тоже не подойдет к предмету, который ничуть не страшен (и это уже наглядно продемонстрировано), и сам не убедится, что данная вещь не представляет никакой опасности.
Переходный возраст
Этап переходного возраста начинается по достижении собакой годовалого возраста и продолжается в течение еще 3 лет.
В это время собака, как и в период независимости, может предпринимать попытки навязать хозяину свою волю и занять доминирующее положение в семье, а также среди своих сородичей.
Собака может вести себя неадекватно даже с теми, к кому ранее относилась весьма дружелюбно и спокойно. Например, она способна совершенно неожиданно для своего владельца напасть на живущего по соседству пса и подраться с ним, несмотря на то что прежде обе собаки были очень дружны между собой и даже играли вместе.
Пришедшие гости также могут быть встречены грозным рычанием или заливистым лаем прямо на пороге, хотя раньше пес относился к тем же самым визитерам вполне приветливо. Хозяину следует быть готовым к подобным выходкам своего питомца.
! Главное,
что требуется в этот период, - не потерять самообладания, настойчивости и твердости, но при этом сохранить добрые взаимоотношения с четвероногим упрямцем
Завоевание лидерства - дело непростое, и вполне вероятно, что собака будет неоднократно пытаться изменить свое положение на иерархической лестнице, стремясь подняться на ступень выше человека.
Занятия дрессировкой должны обязательно оставаться регулярными, не нужно давать собаке возможность предъявлять хозяину свои собственные требования по поводу ее прав.
В ситуации, когда в гости пришли знакомые, к визитам которых питомец давно привык, но в последнее время явно не демонстрирует им своего радушия, не стоит изолировать собаку от пришедших людей, запирая ее в другой комнате. Рекомендуется скомандовать щенку: «Место!» - и дать ему возможность оставаться среди прибывших гостей и ощущать себя полноправным членом этой компании. Вместе с тем необходимо предупредить друзей о том, чтобы они сами не стремились к общению с собакой: пусть она проявит свой интерес к пришедшим первой. Таким образом нужно продемонстрировать питомцу свою полную солидарность с гостями, которые требуют уважения в не меньшей степени, чем сам хозяин.
Переходный возраст собаки - это еще и период достижения ею половой зрелости. Однако это вовсе не означает, что процесс физического и психического развития щенка уже завершен.
Существует ряд врожденных и приобретенных качеств, которые окончательно формируются лишь к 3-летнему возрасту (как правило, это инстинкты, связанные со способностью собаки защищать своего хозяина и его имущество).
! Голос и интонации хозяина должны быть
добрыми, ласковыми и уверенными одновременно. Занятия не должны утомлять щенка. Вначале нужно просто играть, постепенно переходя к требованиям
! При неправильном воспитании из щенка может
вырасти неуправляемая и капризная собака
Чем моложе щенок, тем короче должно быть время занятий с ним, кроме того, не стоит слишком сильно давить на малыша, нужно стараться учить его во время игр, чтобы при этом не возникало
негативного отношения к воспитательным мероприятиям.
ольшинству людей понятны строгость и твердость при воспитании дога, ротвейлера, но они ошибочно полагают, что для щенков мелких пород это совсем не обязательно.
Любая подрастающая собака пытается определить свое место в иерархии семьи, стремясь занять ступень повыше. У карликовых пород это может проявляться в виде многочисленных капризов, стремления вызвать неуместную жалость хозяев и других подобных уловок.
Легкомысленный подход к воспитанию друга не только портит его характер, зачастую банальное непослушание приводит к трагическим последствиям.
Щенки, как и человеческие дети, должны всему учиться и по возможности скорее постигать различные жизненные ситуации, но желательно что-то одно за 1 раз. Главное -соблюдать принцип постепенности. Беспомощному и неумелому щенку, которого принесли в дом в возрасте 1,5-2 мес, предстоит долго учиться, прежде чем он сможет овладеть всеми необходимыми ему навыками. Следует стать для своего любимца добрым, но требовательным другом.
! Нужно
постоянно учитывать все особенности характера и поведения питомца, стараться регулярно заниматься, играть с ним, а при необходимости консультироваться с опытными специалистами-собаководами,
которые помогут избежать серьезных ошибок в воспитании и дрессировке собаки